«Площади Московского проспекта. Увлекательная экскурсия по Северной столице»

- 1 -
Аркадий Файвишевич Векслер Площади Московского проспекта. Увлекательная экскурсия по Северной столице

Возможно, вам уже приходилось бывать на Московском проспекте. Хотя бы проездом. Эта прямолинейная городская магистраль длиной почти 10 километров! По ней петербуржцы едут в аэропорт, в Пушкин, Павловск, Гатчину и дальше, в Новгород, Москву, Киев. На неё, как на бусинки на ниточку, нанизаны семь площадей. Все они разные: и по назначению, и по размеру, и по оформлению. Но все одинаково заслуживают нашего внимания.

Для начала назовём их поимённо. Сенная (отсюда начинается Московский проспект), Обуховская (здесь проспект пересекает реку Фонтанку), Технологическая (в этом месте к Московскому примыкает Загородный проспект), площадь Московские Ворота (тут в Московский вливается Лиговский проспект), площадь Чернышевского и Московская площадь (они граничат с проспектом), площадь Победы (на ней Московский проспект заканчивается). Есть на проспекте при его пересечении с улицами Победы и Фрунзе безымянная площадь. Когда-нибудь и она получит своё название!

Московский проспект относится к магистралям, которые, начинаясь в центре города и постепенно включая всё новые и новые участки лежащих на его трассе загородных дорог, превращались в самые протяжённые городские проспекты. Предшественниками подобных магистралей были дороги из Новгорода, Москвы и Киева в Прибалтику и на север – киевско-новгородская сухопутная часть пути «из варяг в греки», использовавшаяся для внутренней торговли в Древней Руси.

В Петербурге об этом пути вспомнили во времена правления императрицы Анны Иоанновны, после пожара, уничтожившего в 1736 году Морской рынок, находившийся неподалёку от нынешней Дворцовой площади. Тогда городские власти решили убрать рынок подальше от центра города.

К югу от Большой Першпективной дороги (сегодня она называется Невским проспектом) вблизи Перспективой дороги на Москву нашли свободный лесистый участок. Он прекрасно подходил для строительства новой рыночной площади, «которая сделана для провоза и продажи сена и дров и прочих припасов». В 1739 году площадь назвали Большой и проложили от неё дороги к Невской Проспективой улице (Невскому проспекту) и к Фонтанке, за этой рекой начиналась Сарская дорога в загородную императорскую резиденцию Сарское (Царское) Село.

Дорогу от площади к Фонтанке стали называть Сарской Проспективой улицей, а для связи с Сарской дорогой построили через Фонтанку Сарский мост. Впрочем, в городском обиходе площадь, мост и улица между ними довольно долго назывались по-разному: за площадью закрепилось название Сенной (по названию одного из её участков, где велась торговля сеном, соломой и дровами), а мост и улицу называли Обуховскими (по фамилии строившего мост подрядчика Обухова).

В 1878 году Обуховскую улицу, ставшую к этому времени Обуховским проспектом, и часть Царскосельской дороги, именуемую на участке от Фонтанки до Обводного канала Царскосельским проспектом, объединили в единый проспект, названный «в память достославного перехода в прошлом году в суровое зимнее время Русских войск через Балканский хребет» Забалканским. В 1891 году к Забалканскому проспекту присоединили часть Московского шоссе от Лиговского канала до Рощинской улицы.

В 1918 году проспект получил название Международного. 20 декабря 1950 года Международный проспект и часть продолжающего его Московского шоссе от Рощинской улицы до площади Победы объединили в проспект имени Сталина, переименованный 23 июля 1956 года в Московский проспект. Он начинался на площади Мира, а заканчивался на площади Победы.

Сенная площадь

Для соблюдения порядка торговли обширную территорию Большой площади разделили на участки, называвшиеся по продаваемому товару: Конная площадка, Сенная площадка, Дровяная площадка. Постепенно название Сенной площадки, расположенной ближе к мосту через Фонтанку, то есть ко въезду на площадь по загородной дороге, распространилось на всю площадь, став с середины 1760-х годов её официальным названием. Многие крестьяне, спешившие в Петербург торговать своим товаром, останавливались на Сенной площади, чтобы продать сено, солому, мясо, рыбу, кур, гусей, овощи, молочные продукты. Весной и в начале лета на Сенном рынке можно было также купить деревья и цветы. В это время правая сторона площади превращалась в импровизированный сад, который, как правило, исчезал в конце мая, к Троицыну дню.

В 1740-х годах началось строительство деревянной церкви Сретения Господня, правда, вскоре её разобрали. На её месте в 1753–1765 годах вырос каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный на средства известного купца-миллионщика Саввы Яковлева, которому принадлежала южная половина Сенной площади и весь квартал от Садовой до Фонтанки между Гороховой улицей и Обуховским проспектом.

Барочный храм Успения Пресвятой Богородицы был настолько красив и совершенен, что искусствоведы долгое время считали, что автором его проекта был архитектор Франческо-Бартоломео Растрелли. Но об этом спорят и сегодня!

А.П. Брюллов. Вид Сенной площади. 1822 г.

Пятиглавый, лёгкий и воздушный храм стал архитектурной доминантой площади. Способный вместить до 5 тысяч верующих, он был одним из самых больших храмов Северной столицы. В народе его чаще называли Спас-на-Сенной. В XIX веке храм неоднократно перестраивался и расширялся, в результате чего архитектура храма несколько утяжелилась. Западный портал храма прекрасно гармонировал с портиком здания Гауптвахты Сенного рынка, возведённого в 1818–1820 годах архитектором Викентием Беретти для полицейского надзора на рынке. Портики Гауптвахты и храма служили своеобразными пропилеями при въезде в центр города по Садовой улице. Одноэтажное здание Гауптвахты с четырёхколонным портиком является сегодня практически единственной из сохранившихся на площади построек XIX века – остальные были разрушены во время Великой Отечественной войны.

Торговые павильоны на Сенной площади. 1900-е гг.

Во второй половине XIX века Сенная площадь превратилась в одну из самых многолюдных площадей Петербурга, и поэтому благоустройство площади и находящегося на ней рынка стало чрезвычайно актуальной задачей. Для этого в 1883–1886 годах по проекту архитектора Иеронима Китнера построили четыре здания продовольственного Сенного рынка. Но, несмотря на все попытки городских властей благоустроить и облагородить Сенную площадь, грязная и многолюдная, она оставалась самым злачным местом Петербурга. Здесь было сосредоточено множество питейных заведений, ночлежек и притонов.

Площадь Мира. 1950-е гг. Обратите внимание на заметные разрушения храма

В начале 1930-х годов начались работы по реконструкции Сенной площади. Старинные постройки продовольственного рынка разобрали, а сам рынок, который в духе времени стали называть Октябрьским колхозным рынком, перенесли на новое место, к началу Московского проспекта.

В декабре 1952 года, когда многие улицы, переулки и площади взамен своих исторических названий получили имена, никак не связанные с историей города, Сенную площадь переименовали в площадь Мира.

В начале 1960-х годов решили взорвать храм Спаса-на-Сенной. По мнению тогдашних градоначальников, он не представлял никакой архитектурной и культурной ценности.

В непосредственной близости от места снесённого храма к середине 1963 года по проекту архитекторов Арона Гецкина и Валентины Шуваловой построили наземный павильон станции метро, названной по имени площади – «Площадь Мира». Станцию открыли 1 июля 1963 года. В 1991 году площади вернули её историческое имя, а в следующем сменили название и станции метро.

В конце декабря 1991 года рядом с началом Московского проспекта на площади открыли вход в подземный вестибюль станции метро «Садовая», соединённый с переходом на станцию «Сенная площадь». Так началось создание сложного пересадочного узла, связавшего впоследствии три линии метрополитена. Вестибюль «Садовой» и подземный переход выполнены по проекту коллектива архитекторов под руководством Валерия Хильченко.

10 июня 1999 года вечером обрушился пятиметровый бетонный козырёк станционного павильона площадью около 50 квадратных метров, в результате чего погибли несколько человек. Для того чтобы трагедия больше не повторилась, укрепили козырьки всех станций метро, а кое-где их демонтировали.

Накануне празднования трёхсотлетия основания Санкт-Петербурга провели реконструкцию Сенной площади. Тогда вместо разнообразных ларьков, хаотично расположенных по всей площади, построили торговые павильоны со стилизованными под телеги скамьями между ними.

Сенная площадь

В дни празднования трёхсотлетия города на площади установили скульптуру «Башня Мира». Её авторы – скульптор Клара Хальтер и архитектор Жан-Мишель Вильмотт. Стела – подарок Петербургу от Франции. Башня состояла из двух прозрачных стеклянных полусфер 18-метровой высоты, на которых выгравировано слово «мир» на 50 языках. Стеклянное, светящееся в вечернее и ночное время сооружение, простояло, мешая движению транспорта, чуть более семи лет. Из-за вибрационных воздействий метрополитена и наземного транспорта монумент начал разрушаться, а жарким летом 2010 года одна из полусфер не выдержала суточного перепада температуры и треснула. Восстановление французского подарка признали ненужным, и его разобрали.

Строившееся более 10 лет кирпичное здание за наземным павильоном станции метро «Сенная площадь», в котором предполагалось разместить городской аэровокзал, после его достройки передали торгово-развлекательному комплексу «ПИК», стеклянно-бетонный фасад которого резко контрастирует с классицистическими фасадами зданий, обрамляющих Сенную площадь.

Реконструкция площади не завершена: рассматриваются несколько её вариантов, и через несколько лет наш нынешний юный читатель увидит, возможно, обновлённую Сенную площадь без ларьков и развлекательных центров – одну из самых красивых городских площадей!

Обуховская площадь

На пересечении Московского проспекта и правобережной набережной реки Фонтанки находится полукруглая площадь периметром 378 метров. Создание площади предусматривалось планом архитектора Алексея Квасова ещё в 1760-х годах. Устроена же она была в конце XVIII века. Название площади известно с 1828 года и происходит оно от имени расположенного здесь Обуховского моста, одного из старейших в Петербурге. Мост соединял город с начинавшейся за Фонтанкой дорогой в Сарское (Царское) Село – Сарской першпективой. До 1738 года мост не имел официального названия, и его в городском обиходе называли Обуховым, или Обуховским, по фамилии строившего его «посадского человека» Обухова. В 1738 году Комиссия о Санкт-Петербургском строении учредила для моста наименование «Сарский мост». Оно не привилось, и мост доныне сохраняет в названии память о строителе своего деревянного предшественника.

К. П. Беггров. Обуховский мост. Литография. 1822 г.

В 1785 году здесь построили новый каменный мост с деревянным разводным средним пролётом и гранитными надмостными башнями, один из семи типовых каменных трёхпролётных мостов через Фонтанку.

Обуховский мост. Фото К. Буллы. 1913 г.

В 1865 году деревянный разводной пролёт заменили постоянным кирпичным сводом по проекту инженера Михайлова, а башни разобрали.

В 1937–1939 годах ставший тесным для движения по Московскому проспекту мост перестроили по проекту инженера В.В. Демченко и архитектора Л.А. Носкова.

В 1949–1952 годах архитекторы Виктор Кузнецов и Василий Поздняков перестроили в архитектурном стиле сталинского неоклассицизма повреждённый в годы блокады Ленинграда дом 14/109 на углу Московского проспекта и набережной Фонтанки. На противоположном угловом участке, на месте разрушенного во время войны дома они тогда же построили учебный корпус Института инженеров железнодорожного транспорта (ныне Ректорский корпус Университета путей сообщения). В результате Обуховская площадь гармонично оформила пересечение Московского проспекта и реки Фонтанки, выполнив роль небольшой предмостной площади.

Обуховская площадь

В 2003 году к юбилею города в центре сквера на Обуховской площади перед Ректорским корпусом Университета путей сообщения был установлен бюст Августина Бетанкура (скульптор Владимир Горевой, архитекторы Владимир Попов, Юрий Никитин). В левой руке Бетанкур держит свиток, в правой – циркуль; на цилиндрическом пьедестале изображён родовой герб Бетанкуров. Ещё раньше в здании института установили два бюста этого учёного, основателя знаменитого учебного заведения.

Бюст А.А. Бетанкура

Выдающийся инженер XVIII века Августин Августинович Бетанкур (1758–1824) работал большей частью в Санкт-Петербурге, но и в Москве обессмертил своё имя, став автором проекта одного из знаменитейших московских зданий – Манежа. Он родился в Испании в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе. К 30 годам, став крупным специалистом, он осуществил многие свои проекты, в том числе создал в Испании передовую по тому времени систему подготовки инженеров путей сообщения.

В начале XIX века по приглашению императора Александра I Бетанкур переехал в Санкт-Петербург, и наряду с выполнением целого ряда инженерно-строительных работ занялся организацией и руководством института Корпуса инженеров путей сообщения, учреждённого 2 декабря 1809 года манифестом Александра I. По инициативе Бетанкура с самого начала к преподаванию в Институте привлекли крупнейших российских и зарубежных специалистов. Как и сам Бетанкур, они не только преподавали в Институте, но и участвовали в проектировании и строительстве инженерных сооружений, ставших неотъемлемой частью архитектурного облика Петербурга. Так, в 1813 году по проекту Бетанкура строится первый постоянный (деревянный арочный) мост через Малую Невку – Каменноостровский, вызвавший восторженные отзывы современников.

При участии Бетанкура его коллеги и ученики заложили основы проектирования новых конструкций мостов – висячих: Пантелеймоновского и Египетского через Фонтанку, Почтамтского через Мойку, Банковского и Львиного через Екатерининский канал. В 1821 году начал действовать «бетанкуровский» Исаакиевский наплавной мост, соединивший берега Невы по линии «Исаакиевский собор – здание Двенадцати коллегий», по его образцу впоследствии возводились другие наплавные мосты через Неву и ее рукава. В 1828 году построили Большой Конюшенный мост через Мойку, а в 1829–1830 годах – уникальный Мало-Конюшенный мост через Мойку и Екатерининский канал.

Бетанкур спроектировал леса и механизмы для подъёма и установки колонн Исаакиевского собора, использованные Огюстом Монферраном. Позже на их основе Монферран создал систему механизмов, с помощью которой в 1832 году установили Александровскую колонну на Дворцовой площади.

Ректорский корпус Университета путей сообщения

Выпускниками Института корпуса инженеров путей сообщения были многие известные люди, в том числе С.В. Кербедз – строитель первого постоянного металлического моста через Неву, Д.И. Журавский, разрабатывавший новый метод строительства мостов при прокладке железной дороги на Москву, он спроектировал в 1858 году металлический шпиль Петропавловского собора, заменивший старый. Новый шпиль стал памятником инженерного искусства середины XIX века. Строители первой железной дороги И.П. Мельников и Н.О. Крафт также были питомцами этого института. Г.О. Графтио, выпускник 1896 года, принимал участие в проектировании и строительстве петербургского трамвая, впоследствии стал академиком, руководителем строительства Волховской ГЭС (первой советской электростанции) и других гидроэлектростанций.

Технологическая площадь

Треугольная в плане площадь, имеющая в периметре всего 280 метров, расположена в месте, где Загородный проспект примыкает к Московскому. На ней находится одно из самых известных не только в России, но и во всём мире высших учебных заведений – Санкт-Петербургский государственный технологический институт (ныне – Технический университет), основанный по указу императора Николая I в 1828 году под названием Петербургского практического технологического института. В утверждённом царём Положении об институте значилось: «Цель Практического Технологического института есть та, чтобы приготовить людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками или отдельными частями оных».

В 1896 году институт получил название «Технологический институт императора Николая I». Тогда же и площадь стали назвать Технологической.

В 1930 году институт переименовали в Ленинградский Краснознамённый химико-технологический институт. В 1992 году институт получил своё современное имя.

Здание Технологического института

Трёхэтажный главный корпус института в 1831 году построили архитектор Александр Постников, гражданские инженеры Эдуард Анерт и Александр Максимов. К 1910 году тот же Максимов и директор института гражданский инженер Лев Павлович Шишко расширили здание и надстроили его четвёртым этажом, выделив два первых этажа крупным рустом, а центральную часть фасада – восемью пилястрами коринфского ордера и низким прямоугольным фронтоном. 3 мая 1925 года перед Технологическим институтом открыли памятник российскому политическому деятелю, ученому-философу, основателю первой социал-демократической ячейки в России, «Группы Освобождение Труда», Георгию Валентиновичу Плеханову (скульпторы И.Я. Гинцбург, М.Я. Харламов, архитектор Я.Г. Гевирц). На пьедестале читается рельефная надпись: «Г.В. Плеханов. 1856–1918». Памятник представляет собою двухфигурную композицию: Плеханов показан за кафедрой, у подножия ее – скульптурное изображение рабочего-печатника со знаменем в руках.

Памятник Г.В. Плеханову

В 1928 году к 100-летию института возле корпуса, где долгие годы работал Дмитрий Иванович Менделеев, открыли первый в Петербурге памятник учёному. Памятник был сооружён на средства, собранные преподавателями, сотрудниками и студентами института. Со времени открытия этого памятника корпус стали называть Менделеевским.

В числе выпускников Технологического института были многие известные инженеры и учёные, такие как один из изобретателей электронного телевидения В.К. Зворыкин, академик А.Ф. Иоффе, изобретатель цветной фотографии С.М. Прокудин-Горский, а также писатели В.Г. Короленко, А.Н. Толстой (прошёл полный курс, но не стал защищать диплом), А.Н. Степанов (автор книги о Порт-Артуре), И.Я. Ильин (И.Я. Маршак, брат писателя). Этот институт окончили писатель-сатирик Семен Альтов, артист Андрей Мягков, футболист и тренер футбольной команды «Зенит» Юрий Морозов.

Технологический институт ныне готовит бакалавров, магистров и инженеров-специалистов в области химии, химической нано– и биотехнологий, кибернетики и техники. Здесь работают 28 академиков и членов-корреспондентов российских и международных академий наук, 125 профессоров и на десяти факультетах учатся около 5000 студентов. В институте работает музей его истории, куда по предварительной договорённости можно придти на экскурсию всем классом. Институт проводит олимпиады школьников по математике, программированию и химии, их победители имеют преимущество при поступлении на первый курс.

Символично, что против Технологического института на нечётной стороне Московского проспекта находятся здания Российского научно-исследовательского института метрологии имени Д.И. Менделеева, где трудились ставшие известными учёными в различных областях знаний выпускники Технологического института.

Комплекс зданий Главной палаты мер и весов и Центральной химической лаборатории Министерства финансов в 1875–1879 годах построил с включением существовавших здесь зданий архитектор Технологического института Ф.Ф. Бекман при участии архитектора А.В. Малова. В 1891–1893 годах лицевое здание Главной палаты мер и весов спроектировал академик перспективной живописи Г.Б. Пранг. Жилой дом для служащих палаты здесь в 1896–1897 годах возвёл архитектор А.И. фон Гоген. Лабораторный корпус и обсерваторию в 1901–1902 годах построил гражданский инженер С.С. Козлов; в 1913–1914 годах корпус надстроил и соорудил в нем обсерваторию гражданский инженер А.Ф. Бубырь.

С июля 1893 до 1897 года здесь находился служебный кабинет Дмитрия Ивановича Менделеева, а с 1897 по 20 января 1907 года в корпусе № 4 – квартира учёного, где он жил с женой Анной Ивановной, попечительницей детского сельскохозяйственного приюта «Затишье» и деятельницей Московско-Нарвского отдела Общества попечения о бедных и больных детях.

В феврале 1932 года, спустя 98 лет со дня рождения Д.И. Менделеева, в открытом к проспекту дворе главного корпуса установили бронзовый памятник учёному.

Свой окончательный вид, дополненный мозаичным панно в виде таблицы Менделеева, памятник приобрёл в 1935 году. Изготовлено панно художником-мозаичистом В.А. Фроловым.

Памятник Д.И. Менделееву Обратите внимание на мозаичное панно, изображающее Периодическую систему элементов

Весьма интересный памятный знак можно увидеть слева от памятника знаменитому учёному – отметку уровня воды при наводнении 1924 года. Я фотографировал его осенью 1999 года, примерно в те же дни, когда 75 лет назад вода из Фонтанки залила Московский проспект и достигла Технологической площади.

Знак уровня воды при наводнении 23 апреля 1924 г.

...

Задание

Где в нашем городе можно ещё увидеть похожие знаки с уровнем, до которого поднималась вода при многочисленных наводнениях? Может быть, такой знак имеется недалеко от дома, где ты живёшь, или от школы, где ты учишься? Пришли нам фотографию или рисунок такого знака с точным адресом его расположения.

Справа от здания Технологического института, через Загородный проспект, находится оригинальный дом с красиво изогнутым фасадом, подчёркивающим плавное соединение Загородного и Московского проспектов. Это наземный вестибюль станции метро «Технологический институт», совмещённый со зданием управления движением поездов метрополитена.

Здание Управления метрополитеном

Архитекторы Александр Соколов и Александр Андреев построили это здание в 1955 году на месте углового участка, с середины XIX века принадлежавшего купеческой семье Рулёвых. На участке стоял трёхэтажный дом простой архитектуры с нижним торговым этажом, имелись дворовые жилые и хозяйственные постройки, сдаваемые владельцами внаём под склады, мастерские, магазины различного назначения.

...

Задание

Внимательно рассмотри фасад этого здания и попробуй определить, в каком архитектурном стиле оно построено. Тебе в этом поможет словарь архитектурных терминов, напечатанный в нашей книге «22 площади Санкт-Петербурга». Обрати внимание на сдвоенные колонны, прорезанные вертикальными канавками-канелюрами, облицованную красным гранитом рустованную стену первого этажа, решётки декоративных окон.

Стены колонного зала подземного вестибюля станции облицованы белым мрамором и украшены двадцатью четырьмя бронзовыми барельефами учёных.

Второй зал станции, пилонный (пилон в данном случае означает опору сводов), был открыт в 1961 году вместе с Московско-Петроградской линией. В оформлении он намного проще по сравнению с первым: кроме надписей об успехах советской науки и техники, он ничем не украшен. Эти надписи расположены на пилонах на недостаточно освещённых сторонах проходов на пассажирские платформы, и прочесть их могут только люди, специально пришедшие сюда для осмотра зала. Пассажиры, спешащие по своим делам, их просто не замечают.

Станция «Технологический институт» – первая в нашей стране станция с «пересечением» путей: поезда попутных направлений двух линий прибывают в один зал, и для пересадки достаточно перейти платформу. Зато для следования в обратном направлении нужно попасть в другой зал.

До 1980 года из второго зала прямого выхода на поверхность не было. А сейчас выходы из обоих залов станции выведены в одно здание.

Поскольку станция метро «Технологический институт» проектировалась как пересадочная на линию, идущую вдоль Московского проспекта (вторую ветку начали прокладывать ещё раньше первой – в конце 1930-х годов), в станционном зале был предусмотрен участок для строительства перехода. Четыре ограничивающие его пилона были украшены бронзовыми медальонами с изображениями Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Позднее, при открытии второй линии метро и строительстве перехода на станцию «Технологический институт-2» медальоны с Энгельсом и Сталиным демонтировали.

С 2001 года комплекс станции метро «Технологический институт» включён в список памятников истории и культуры местного значения.

Если три первые площади Московского проспекта – Сенная, Обуховская и Технологическая – лежат, что называется, в шаговой доступности друг от друга (от Садовой до Технологической чуть более километра), то до следующей площади Московские Ворота придётся ехать в метро от станции «Технологический институт», заодно познакомившись с этим уникальным комплексом.

Площадь Московские Ворота

Эта площадь периметром 362 метра образовалась в середине 1830-х годов после открытия на границе города у пересечения Московского шоссе и Лиговского канала Московских триумфальных ворот, сооружённых с посвящением «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826–1831 гг.».

Первоначально триумфальные ворота предполагали поставить у Обводного канала, но затем, в связи с перенесением границы города дальше, к югу, выбрали место у Лиговского канала.

Ворота являлись не только триумфальным сооружением, но и заставой. По сторонам шоссе у въезда возвели два здания кордегардий – помещений для военных караулов.

Проект ворот разработал архитектор В.П. Стасов, представивший два варианта сооружения – «малый» и «большой». 12 января 1834 года, после установки на месте макета, изготовленного в реальных размерах, «большой» проект был окончательно утверждён. Торжественная закладка ворот состоялась 14 сентября 1834 года.

В 1835 году скульптор Б.И. Орловский изготовил модели скульптурных деталей ворот – воинских трофеев и фигур гениев.

Основным материалом для изготовления ворот выбрали чугун. Отливку антаблемента и аттика, а также ковку из листовой меди скульптурных деталей (фигур гениев, трофеев и капителей колонн) выполнили на Александровском чугунолитейном заводе, находившемся на Шлиссельбургской дороге. Чугунные блоки для колонн отливались на казённом чугунолитейном заводе на четвёртой версте Петергофской дороги. Работами по отливке деталей и их монтажу на месте руководили мастера Александровского завода Маликов и Забурдин.

Московские триумфальные ворота. 1990-е гг.

Каждая из колонн состоит из девяти кольцеобразных блоков, составлявших ствол колонны, стилобатной и капительной частей. Двенадцать чугунных колонн весили около 450 тонн. Первую колонну установили к 14 июля 1836 года. Открытие ворот состоялось 16 октября 1838 года. В то время Московские ворота были крупнейшим в мире сборным сооружением из чугуна.

Монументальный портик из мощных дорических колонн, прорезанных вертикальными бороздами-канелюрами, символизировал могущество и славу русской армии. Тема военного триумфа подчеркивалась скульптурными композициями из военных трофеев – знамён и оружия.

Интересным архитектурным новшеством стала замена триглифов во фризе скульптурными фигурами гениев, выбитыми из листовой меди по семи различным моделям.

Арматура. Композиция на аттике

Новую петербургскую площадь назвали в честь Московских триумфальных ворот.

Ворота разобрали в 1936 году. Тогда же снесли и кордегардии. К счастью, перед этим памятник тщательно обмерили архитекторы. Обмеры позволили сохранить точное представление и об облике всего сооружения, и о его деталях, а также о конструкциях антаблемента, скрытых облицовкой. После разборки ворот все чугунные конструкции и детали пронумеровали и перевезли на склады. Арматуры и фигуры гениев передали в Государственный Русский музей и музей Академии художеств.

Общественность Ленинграда сразу же выступила за исправление допущенной ошибки. Уже в 1938–1941 годах в мастерской профессора Е.И. Катонина создали проект возобновления Триумфальных ворот для оформления входа в парк культуры и отдыха Московского района (ныне Московский парк Победы).

В 1941 году чугунные блоки ворот использовались при сооружении противотанковых заграждений на южных подступах к Ленинграду.

В 1958–1960 годах была осуществлена реконструкция ворот. Проект восстановления разработали в 1958 году архитекторы Иван Капцюг и Елена Петрова. Коллектив реставраторов изготовил утраченные скульптурные детали. Недостающие части ворот отливались на Кировском заводе.

Восстановительные работы закончили в 1960 году, а 29 апреля следующего года рядом с восстановленным памятником на Московском проспекте ближе к Ташкентской улице открыли станцию метро «Московские ворота». К этому времени необычное название площади постепенно забылось, и в 1965 году площадь назвали Московской, тоже в честь памятника, а в 1968 году, вспомнив историческое название площади, восстановили его на карте города, где уже несколько лет значилось название станции метро «Московские ворота», открытой 29 апреля 1961 года.

Наземный вестибюль станции метро выполнен по проекту архитекторов А.К. Андреева, А.М. Соколова, В.В. Кудрявцева и встроен в бывшее административное здание (теперь это третий учебный корпус Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета) и выделен на его фасаде большим консольным изогнутым козырьком.

Площадь Московские Ворота

В 1965 году в серии «Советский метрополитен им. В.И. Ленина» выпущена почтовая марка с изображением входа на станцию (художник С. Поманский).

Торцевую часть подземного зала украшает копия одного из скульптурных фрагментов Московских триумфальных ворот, состоящего из оружия, доспехов, ружей, мечей.

Находясь на площади Московские Ворота, нельзя не обратить внимание на несколько зданий, архитектура которых явно свидетельствует о времени их строительства.

Справа от здания со входом в метро, отделённое от него Ташкентской улицей, видно небольшое изящное здание, увенчанное двумя куполами со шпилями.

Это одно из зданий бывшей Бактериологической (Ветеринарной) лаборатории Ветеринарного управления Министерства внутренних дел, основанной магистром ветеринарных наук, профессором Харьковского ветеринарного института Ивана Гордзялковского. Он же был первым заведующим лаборатории, организатором при ней ежегодных курсов для усовершенствования ветеринарных врачей.

Здание Бактериологической лаборатории Ветеринарного управления

Комплекс зданий лаборатории в 1905–1910 годах построил гражданский инженер Александр Монтаг. Здесь жили и работали русские учёные, активно развивавшие отечественную ветеринарную науку. 31 октября 1918 года лабораторию преобразовали в Институт экспериментальной ветеринарии и перебазировали в Москву, в усадьбу «Кузьминки».

В наши дни эти здания принадлежат Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины. Здесь располагаются учебные кафедры физиологии животных, биохимии, радиобиологии.

Чтобы добраться до следующей площади Московского проспекта – площади Чернышевского – вновь спустимся в метро и от станции «Московские Ворота» доедем до станции «Парк Победы».

Площадь Чернышевского

Площадь Чернышевского располагается напротив входа в Московский парк Победы по нечетной стороне Московского проспекта. Ансамбль этой небольшой по размерам прямоугольной площади сложился в начале 1960-х годов, хотя её создание предусматривалось ещё в 1938–1940 годах при строительстве между Кузнецовской и Бассейной улицами квартала многоквартирных домов в архитектурном стиле «сталинского неоклассицизма». Обращение к классицизму – это особенность ленинградской архитектуры 1930-х годов.

Архитектор Вячеслав Попов оставил в середине нового квартала незастроенный участок, протянувшийся от проспекта (тогда он назывался Международным) до линии Варшавской железной дороги (сейчас это Варшавская улица), предполагая установить на нём какой-либо памятник, тем более, что в 1940 году принято решение увековечить в Ленинграде память о выдающемся писателе, публицисте и революционере-демократе Николае Гавриловиче Чернышевском. Памятники. Г. Чернышевскому, изготовленный в 1941 году по модели скульптора Всеволода Лишева, установили здесь в 1947 году, а в следующем году площади, до того времени называвшейся Новой, присвоили название Чернышевской. После победы в Великой Отечественной войне на площади по проектам архитектора Попова были построены симметрично расположенные шестиэтажные здания, а в 1962 году площадь замкнуло десятиэтажное здание очень простой архитектуры – гостиница «Россия». Справа от входа в гостиницу установили скульптуру, посвящённую освоению космоса: женщина держит над головой первый искусственный спутник Земли. В работе над скульптурой участвовали архитектор Борис Журавлёв и скульптор Григорий Косов.

Площадь Чернышевского

Здания, вошедшие в ансамбль площади Чернышевского, – это многоэтажные жилые дома с отличной планировкой и благоустроенными дворами. Благодаря строгой классичности домов, построенных с соблюдением чувства меры, соразмерности деталей, гармонии и высокого вкуса – всего того, что называется «петербургским стилем», все здания площади Чернышевского выглядят как единый, неповторимый ансамбль. Площадь Чернышевского начинает триаду площадей, завершающую Московский проспект, и стоит пройти между этими тремя площадями пешком – до Московской площади менее двух километров, а от Московской до площади Победы менее полукилометра. На этом пути можно увидеть город, каким он мог стать после реализации Генерального плана 1930-х годов.

Московская площадь

Московская – крупнейшая площадь Санкт-Петербурга, прилежащая к четной стороне Московского проспекта между Авиационной и Алтайской улицами. По своим размерам – 640 метров в ширину и 205 метров в длину – входит в число крупнейших площадей в Европе и мире. Она создавалась по Генеральному плану Ленинграда 1930-х годов, по которому планировалось перенести в этот район центр города и сделать площадь местом массовых демонстраций, парадов и других торжеств.

Первоначально площадь не имела ни названия, ни чётких границ, то есть представляла собой огромный пустырь на тогдашнем Международном проспекте. В 1936–1941 годах на пустыре по проекту архитектора Ноя Троцкого возводится здание Дома Советов. Центральный объем этого огромного сооружения возвышается над боковыми крыльями. Этажи объединены мощными полуколоннами. Многофигурный скульптурный фриз (скульптор Николай Томский) посвящен успехам социалистического строительства. Здание венчает изображение герба РСФСР (скульптор Игорь Крестовский).

С началом Великой Отечественной войны работы по разбивке площади прервались. В сентябре 1941 – январе 1944 годов в нескольких километрах к югу от площади проходила линия фронта, а в районе Дома Советов был сооружён узел обороны с железобетонными дотами (один из них сохранён как памятник мужеству защитников города), крыша Дома Советов использовалась как наблюдательный пункт. При подготовке операции по полному освобождению Ленинграда от блокады (зима 1943–1944 годов) в районе площади создано учебное минное поле, на нём сапёры отрабатывали тактику разминирования и обучали собак минно-розыскной службы.

После окончания войны создание нового центра на юге города признали нецелесообразным, но формирование площади и работы на ней всё же продолжались. В 1953–1955 годах здесь возведены два жилых 10-этажных дома (архитектор Сергей Сперанский), определяющие западную границу площади; с южной и северной сторон её замкнули 7–8-этажные жилые корпуса, перед которыми разбили скверы.

Московская площадь

В 1950-х годах в здании Дома Советов размещалось 1-е Балтийское высшее военно-морское училище с четырёхгодичным сроком обучения, а в 1959 году здание передали крупному радиотехническому предприятию.

В 1968 году площадь получила своё современное название, а в следующем здесь открылась станция метро «Московская» – станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина примерно 29 м).

Павильоны у станции отсутствуют, вход осуществляется через два подуличных кассовых зала, разнесённых по разные стороны Московской площади, залы сообщаются с поверхностью через подземные переходы. Северный вход («Московская-1») расположен в месте примыкания улицы Типанова и Авиационной улицы к Московскому проспекту. Южный вход («Московская-2») расположен в месте примыкания Алтайской улицы к Московскому проспекту. Вестибюли, кассовые залы и подземные переходы выполнены по проекту коллектива архитекторов под руководством Арона Гецкина.

В 1970 году на Московской площади сооружён памятник В.И. Ленину (скульптор М.К. Аникушин, архитектор В.А. Каменский).

В 2006 году здесь был построен один из крупнейших фонтанных комплексов Петербурга, что отчасти воплотило в жизнь идею, с которой начиналось строительство площади. Фонтанный комплекс стал ярким украшением Московского проспекта и уже сложно представить, что совсем недавно его не было.

Площадь Победы

Место при въезде в Санкт-Петербург с юга, где сегодня находится площадь Победы, раньше называлось Средней Рогаткой. На обрамлённой полукруглой металлической оградой площади находилась вторая по пути в Москву застава (первая находилась у Лиговского канала, там, где позже поставили Московские триумфальные ворота, третья – у подножия Пулковской горы). Рогатками заставы называли потому, что на них стояли особые заграждения, рогатки, ими перегораживали дорогу. Средняя Рогатка была южными воротами города. В середине XVIII века здесь стоял деревянный указатель с изображением рук, показывающих направление на Санкт-Петербург, Москву, Царское Село и Петергоф. В одно время рук было четыре, в другое – три (направления в Царское Село и Москву объединялись). Путевой дворец Екатерины II, построенный здесь по проекту Растрелли, называли «Домом у трёх рук», а саму площадь – «Три Руки», «Четыре Руки», «Средняя Рогатка».

На этом месте в июне 1945 года воздвигли деревянную триумфальную арку Победы, под которой проходили советские воины-победители.

С первых послевоенных лет в Ленинграде рассматривались проекты устройства на Средней Рогатке парадного въезда в город с юга. Первоначально победила формальная идея установить здесь парные, обращённые лицом друг к другу, памятники Ленину и Сталину, изваянные скульптором Николаем Томским, что и сделали в 1949 году. Памятник Сталину демонтировали в 1961 году, а памятник Ленину после его обновления в 1968 году перенесли в Сестрорецк, поскольку Среднюю Рогатку, в 1962 году названную площадью Победы, было решено превратить в мемориальный ансамбль, посвящённый героическим защитникам Ленинграда.

Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда»

Ансамбль площади Победы и прилегающей части Московского проспекта создавался под руководством архитектора Сергея Сперанского. В состав ансамбля входят: Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (скульптор Михаил Аникушин, архитекторы Валентин Каменский, Сергей Сперанский), удостоенный Ленинской премии 1978 года, комплекс жилых домов у площади Победы и гостиница «Пулковская» (коллектив проектировщиков под руководством Сперанского), универмаг «Московский».

Строительство монумента проходило в рекордно короткие сроки. Многие жители России внесли свой вклад в создание памятника: в работах принимали участие сотни добровольцев, а на специально открытый банковский счёт перечисляли денежные пожертвования десятки тысяч людей со всей страны.

9 мая 1975 года торжественно открыли наземную часть мемориального комплекса на площади Победы. Выполненный в форме разомкнутого кольца, символизирующего прорыв блокады, комплекс включает около 60 памятников и мемориальных ансамблей. Композиционным стержнем является величественный 48-метровый обелиск, сложенный из блоков красного карельского гранита. У подножия обелиска установлена скульптурная группа «Победители», представляющая собой бронзовые фигуры солдата и рабочего. Они являются олицетворением того неразрывного единства фронта и тыла, в котором, возможно, и кроется секрет победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Торжественное открытие подземного Памятного зала, уникальным экспонатом которого является бронзовый календарь «Летопись героических дней блокады Ленинграда», состоялось 23 февраля 1978 года. Памятный зал-музей освещают 900 светильников, и в нем можно увидеть карты боевых действий, знамена балтийских кораблей, а также такие реликвии блокады, как «светильник-копилку» и блокадную пайку хлеба. На огромных мозаичных панно художники Н.П. Фомин, С.Н. Репин и Иван Уралов изобразили суровые дни блокады и радостные мгновения победы.

Памятный зал «Блокада»

Скульптурная группа «Блокада»

Памятный зал «Блокада» мемориала резко контрастирует с открытым пространством «Площади Победителей». Нависающее гранитное кольцо протяжённостью 124 метра изолирует зал от внешней среды. Все элементы убранства и звуковое оформление создают атмосферу храма. Доминанта зала – скульптурная композиция «Блокада». Ее постамент невысок и компактен, а высота бронзовых фигур ненамного превышает человеческий рост. Создавший её скульптор Михаил Аникушин сказал о своей работе: «Здесь всё: и бомбёжки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютая стужа, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг…» В начале 1970-х годов были построены 22-этажные дома-башни, соединённые с 9-этажными домами Московского проспекта. Величественные сооружения из монолитного железобетона стали своего рода пропилеями при въезде на Московский проспект. На западной стороне площади в 1981 году построили гостиницу «Пулковская», а на восточной стороне двумя годами позже выросло похожее на неё обликом здание научного института, ныне обращённое в офисно-выставочный комплекс. Эти здания строги и лаконичны по планировке и оформлению фасадов и служат фоном монументу героическим защитникам Ленинграда.

ОглавлениеАркадий Файвишевич ВекслерПлощади Московского проспекта. Увлекательная экскурсия по Северной столицеСенная площадьОбуховская площадьТехнологическая площадьПлощадь Московские ВоротаПлощадь ЧернышевскогоМосковская площадьПлощадь Победы
- 1 -